Роль привязанности на дальнейшее психическое развитие ребенка

Обнаружено, что различия в проживании периода привязанности находит свое отражение в проявлении эмоций, в поведенческом репертуаре, самооценке, при выполнении ребенком заданий в игровой или учебной деятельности, и многом другом.

Дети с надежным типом привязанности имеют преимущество в интеллектуальном развитиии в школьном возрасте, эффективно взаимодействуют со сверстниками, имеют больше близких друзей. 

Два момента состоявляют непременное условие возникновения у ребенка базисного доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Привязанность сформированная в раннем детстве, является достаточно стабильм образованием. Двухкратное изучение одних и тех же детей в младенчестве, а затем в возрасте 16-17 лет, показало, что у 77% обследованных сохраняется зафиксированный в младенчестве тип привязанности.

Различные варианты нарушенной привязанности существенно влияют на все последующее развитие ребенка, сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающим миром, обуславливают способность  к формированию вторичной привязанности к друзьям, лицам противоположного пола, учителям, а в последующем - к партнеру. 

Давайте рассмотрим некоторые проявления нарушенной привязанности в песочных картинах:

 

1. Работа девочки 10 лет: сложности в эмоциональной сфере.

* В центре песочницы - зона роста (растение), но оно имеет органичительный характер;

* В телеге очень много овощей и фруктов, как символ потребности в питании = "Эмоциональном питании";

* В доме: мама лежит на кровати одна, отца нет, ребенок - опрокинут и отражается в зеркале. Можно предположить, что клиентка, т.о.,  выражает потребность в "отзеркаливании себя", что являются важным аспектом в проживании надежной привязанности - отражение родителем эмоций, чувств и состояний ребенка. 

2. Клиент: мальчик-подросток 11 лет: трудности в коммуникации со свертниками.

* В расстановке на столе при помощи миниатюрных фигур мы видим разобщенность семьи. Папа сидит за столом, мама - лежит на скамейке,сестра - смотрит телевизор, а он (клиент), в образе маленького ребенка- лежит в люльке. Между членами семьи нет эмоциональной связи: лица фигур отвернуты друг от друга (глаза членов семьи не встречаются). 

Случай №3 - динамика в проживании детско-родительских отношений у клиентки - девочки 8 лет: агрессия по отношению к родителям (особенно к маме).

* На первом слайде: родилась девочка, а ждали мальчика. Клиентка -  девочка бесознательно передает это "знание" при помощи синего банта. Родители имеют неустойчивую позицию - лежат.

* В процессе игры - девочка откинула родительские фигуры, внесла две большие раковины (через три года в семье появятся близнецы).

* Третий слайд: появилось много животных - детенышей, которым клиентка сделала тарелочки с едой (стеклянные камешки) - бессознательная потребности в питании (эмоциональном питании), свою фигуру "ребенка" поставила на стул - как потребность,чтобы увидели и обратили внимание, родители продолжают находится в пассивной позиции по отношению к ребенку и раскиданы по песочному полю.

* В четвертой песочнице отображается процесс, который бы хотела девочка. На мой вопрос: как ей хочется,чтобы себя проявляли родители по отношению к ней- она поставила родительские фигуры в вертикальное положение, рядом с собой. Когда родители стоят рядом, ребенок чувствует "защиту и поддержку, а самое главное - они меня видят"!

Случай №4: клиентка - женщина 47 лет.

Слайд 1 - образ клиентки - младенца в центре, образ отца рядом с образом ангела-хранителя, образ мамы - "Грусть из Головоломки" (мать имела депрессивный характер), присутствует еще образ старшей сестры и "архитипический" образ детско-родительских отношений  (потребность в привязанности).

Слайд 2: Осознается образ матери и появляется желание его изменить. Клиентка через новый образ материнской фигуры осознает свои потребности по отношению к ней: хочу, чтобы мама была  активная, красивая, радостная, властная - ответственная. 

 Слайд 3: появляется новый образ отца, между родителями возникает эмоциональная близость, появляются ресурсы, которые даруют ей родители (детскость (девочка с большими глазами), игривость (несуществующее животное зеленого цвета),  любовь (розовый кварц). 

Данная тематика рассматривается:

* на семинаре - тренинге «Теория привязанности: основные понятия и направления работы в песочной терапии» из цикла "Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА".

Страница вконтакте: https://vk.com/club142772208

 

* на терапевтической группе "Persandlity".

Страница вконтакте: https://vk.com/club134792994

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0

ПСИХОЛОГ             ДЕТСКИЙ             ВЗРОСЛЫЙ           СЕМЕЙНЫЙ

ДипломДВС1404311 Диплом782403343164

Прием по адресу:

СПб, Орбели, 19
Посмотреть на карте

+ 7 (812) 903 18 74

ОЧНО И ПО СКАЙПУ   КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ
ОЧНО И ПО СКАЙПУ КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ

ОТЗЫВЫ О ПСИХОЛОГЕ

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте