ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛООБРАЗОВАНИЯ В СУПЕРВИЗИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНИЦЫ.

   Супервизия с каждым днем все больше вызывает интереса у специалистов помогающих профессий. Психологи и психотерапевты, педагоги и социальные работники уделяют внимание в своей работе не только знаниям теории, техникам и методикам, но и процессам, которые происходят во взаимодействии между клиентом и специалистом,  и обращаются  к  этому в супервизии.

       Супервизия формирует две сцепленные между собой системы: терапевтическую (клиент и специалист) и супервизорскую (супервизор и специалист), и представляет собой параллельный процесс, образующий единую систему. Эта связь обеспечивается благодаря формированию в супервизии и психотерапии положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание [1]. Супервизируемый в каком-то смысле идентифицируется со своим клиентом и в параллели переносит в супервизорскую систему те феномены, которые сам испытывает по отношению к своему клиенту, не осознавая их.

Вспоминая, что  супервизия, «супер-видение» – это взгляд, предлагаемый супервизируемому, позволяющий  увидеть процесс, в который он вовлечен [2], можно допустить, что самым доступным способом «супер-видения» является использование зрительных образов, а именно размещенная картина в песочном пространстве при помощи образов и фигурок. В  песочном поле можно визуализировать  параллельность процессов, и наблюдать   происходящее в  клиент-терапевтическом пространстве, когда супервизируемый расставляет терапевтическую систему в виде  образов  и символов. 

              Получая доступ  в пространство зрительных образов, супервизируемый создает мост  между  известным для него «сюжетом» и  еще неизвестным. Рассматривая  материал случая, предложенный супервизантом,   в символическом выражении, возникает своего рода энергетическое поле, которое расширяет осознавание происходящего на терапии.

  Используя процесс символообразования, описанный в работах К.Г.Юнга, Б. Тернер указывает, «что символы появляются в момент, когда сознательная позиция «Эго» оказывается в «кризисе», с которым не может справиться. Этот внутрипсихический конфликт провоцирует появление бессознательной продукции, которая активизирует архетип, подходящий для  решения дилеммы, с которой столкнулось «Эго».  Почерпнутая из многочисленных образов и переживаний, которые индивид увязывает  с этим конкретным  архетипическим ядром, психическая энергия движется от архетипа через «Самость» и вновь появляется в сознании в виде символа. Таким образом, символ  - это репрезентация «продукта» сознательного и бессознательного процессов. Сознательная часть – это аспект, который мы видим и осознаем. Однако, глубинные архетипические  подоплеки того, что символ несет в себе  для индивида, остаются бессознательными. Символ соединяет, как мост, эти две полярные противоположности, создавая новую перспективу для разрешения конкретного кризиса. Символообразование происходит за счет увеличения психической энергии, достаточно мощной, чтобы активизировать ранее неизвестные содержания бессознательного, которые послужат росту и развитию. [3].

 Супервизируемый, испытывающий затруднения в своей работе тоже сталкивается с внутрипсихическим кризисом, бессознательно соотнося  свой психический материал и материал клиента. Что-то он сразу «видит» и осознает, а что-то является «невидимым», неосознанным, неизведанным. Когда есть кризис, то начинает работать бессознательное и архетипы, которые выражаются в символах. Поскольку язык бессознательного символьный,  супервизия в песочнице имеет преимущество, позволяя этим символам визуализироваться в пространстве песочного поля. Продуктом такого символообразования, может быть,  выбранный образ,  как репрезентация себя в терапевтической позиции, образ  клиента или  образ  отношений, что позволяет осознать происходящее в терапевтических сессиях  и расширить восприятие клиент-терапевтических процессов.

            Коллекция образов и фигурок, доступных в кабинете супервизора, позволяет создавать символическую продукцию, уникальную для запроса супервизируемого. Фигурки и  образы в песочном пространстве – это символы, вокруг которых, как вокруг центра,  мы открываем или создаем значения. Символы указывают на неизведанное; они представляют «идеи», чей референт пока неизвестен или не вполне известен[2]. Они, символы, вопрошают: «Что еще здесь есть, кроме того, как это выглядит?» Суть символической репрезентации при супервизии состоит в том, что символ отображает что-то: человека, роль, состояние, отношения и, таким образом, появляется возможность увидеть взаимосвязь многих элементов происходящего процесса. Мы воспринимаем их не только самих по себе, но также и в контексте взаимного сходства, дистанций, общей целостной картины.  Этот комплексный процесс отражает внутренний образ восприятия клиента, терапевта и клиент-терапевтического поля. Он свидетельствует о внутренней позиции и поведении клиента и терапевта, что влияет на отношения и взаимодействия, существующие внутри терапевтической системы.  Эти образы – феномены, которые невозможно «сделать», их можно только «обнаружить» благодаря процессу символообразования. Они раскрывают то или иное содержание, которое было лишено достаточного осознавания  и полного значения. Супервизируемый может по-новому увидеть и почувствовать свою ситуацию, так как важным признаком обнаруженных образов является разрешающее воздействие на представленный случай.   Визуальная презентация  помогает нам не только «видеть» паттерны, которые иначе могут оставаться незамеченными, но и задавать вопросы в нужные моменты: «Как ты понимаешь выбор тигра для изображения себя?», «Как ты думаешь, почему ты поместила себя между образами супружеской пары?»

            Таким образом,  при   перенесении на песочное поле терапевтической системы   становится понятно, как супервизируемый, «видит» неосознаваемые процессы в работе с клиентом, на символическом уровне. Тот факт, что песочная картина  принимает  конкретную форму и несет в себе содержание, касающееся отношений, - делает визуальную супервизию мощной символической конструкцией. 

 

Литература:

1.      Кулаков С. А.  «Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии».-  С-Пб, : Речь, 2002.

2.      Уильямс Э. «Вы – супервизор…Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии»/Пер. с англ. Т.С.Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

 

3.      Тернер Б. «Руководство по сэндплей-терапии». М.: Дипак, 2015.

 

Присоединяйтесь к нашей супервизорской группе "ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ:ОПЫТ И СУПЕРВИЗИЯ"

Страница вконтакте:  https://vk.com/club42295349

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0

ПСИХОЛОГ             ДЕТСКИЙ             ВЗРОСЛЫЙ           СЕМЕЙНЫЙ

ДипломДВС1404311 Диплом782403343164

Прием по адресу:

СПб, Орбели, 19
Посмотреть на карте

+ 7 (812) 903 18 74

ОЧНО И ПО СКАЙПУ   КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ
ОЧНО И ПО СКАЙПУ КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ

ОТЗЫВЫ О ПСИХОЛОГЕ

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте