Эдипальный конфликт на примере произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр"

Эдипальный конфликт - это конфликт  внутрипсихических образований, таких как:

  • Опыт проживания конкуретных отношений с родителем своего пола, встреча с препятствием и его "разрешение";
  • Влечение к родителю противоположного пола и сублимация этого влечения;
  • Формирование  SUPER – EGO: развитие системы идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил. 
  • Сублимация влечений. Импульсы либидо могут подавляться, реализовываться, сублимироваться в формы деятельности, не связанные с половым влечением. Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возможным высшие формы психической деятельности – научной, художественной, идеологической, - играя тем самым важную роль в культурной жизни.
  • Формируются такие структуры личности, как:  самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, властолюбие, агрессивность.
  • Полоролевая идентификация. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На примере произведения К.И. Чуковского "Мойдодыр", рассмотрим  становление этих внутрипсихических образований при "Эдипальном конфликте".

Данную зарисовку можно предлагать  родителям для лучшего осознавания этого периода и что происходит с их ребенком!

 

Начинается история с мини - катастрофы:

Одеяло

убежало, улетела простыня

и подушка, как лягушка,

ускакала от меня.

В тексте, с первых же строк звучит постельная тематика. Скинут интимный поктов. Это то, с чем встречается ребенок в фаллической стадии, когда начинает осознавать свою "наготу".

Я хочу напиться чаю, 

к самовару подбегаю,

Но пузатый от меня, убежал, как от огня.

"Убежал от огня" - "Эдипальный ребенок" весь горит внутренним огнем. Это огонь желания. Пробуждающаяся сексуальность является причиной хаоса, который наступает вслед за этим:

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

 Все кругом

Завертелось, Закружилось

И помчалось колесом?

Нарушен привычный порядок вещей. Ребенок встречается не " с детской историей", он начинает чувствовать то, чего раньше не чувствовал и не ощущал. У ребенка в голове сумбур, он не может понять себя, не понимает, что происходит вокруг:

Все вертится,

И кружится

И несется кувырком...

От новых ощущений и переживаний голова идет кругом.

Далее следует кульминационный момент:

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой, 

Выбегает умывальник

И качает головой...

Явление мужского персонажа из маминой спальни многое объясняет. Очевидно, что "Умывальник" - понятие собирательное, им м.б. реальный отец, его отчим, временный сожитель матери. "Умывальник" - прообраз отца! Он воспринимается как соперник. Действует психологический защитный механизм обесценивания конкурента - "кривоногий и хромой". 

А "Умывальник", в свою очередь, тоже недоволен "формирующимся мужчиной" и в бессознательной конкуренции молвит:

 Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, 

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса, у тебя подносом клякса...

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки....

Мальчик становится "грязным", т.к. у него появился сексуальный интерес к матери, у него "грязные руки", т.к. он трогает свои гениталии или маструбирует.

"Умывальник" по -отечески укоряет "безобразника" и в его увещеваниях звучит нравоучительная нота:

Ты один не умывался

И грязнулею остался!

Апелляция к социуму  - "ты один не совершал обряда очищения" - призвана задействовать развитие Супер - Эго! Ребенок начинает испытывать стыд  и страх в своем желании. 

"Умывальник"  в своем обращении к мальчику, побуждает развитие общечеловеческих ценностей и использует устрашение:

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят (мужское сообщество)

И залают,и завоют,

И ногами застучат, 

И тебе головомойку,

Неумытому дадут....

В результате полученных угроз мальчик убегает "куда глаза глядят", т.к. не может справится с тем препятствием, которое у него возникло на пороге "маминой спальни". 

Так гениально просто и лаконично описывается довольно сложная механика душевных движений - преследование и страх кастрации (запрет на мать), и через этот процесс мальчик приобщается к культурным нормам.

Аффект страха запускает архаичное защитное расщепление единого объекта на "плохой" и "хороший". Убегая от негативного (плохого) отцовского образа "Мойдодыра", мальчик обращается к позитивным (хорошим) критериям того же образа:

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил (защитный критерий отца)....

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

И говорит Крокодил мальчику:

Уходи - ка ты домой, 

да лицо свое умой...

У мальчика развивается внутриличностный конфликт восприятия отца (хороший - плохой = Мойдодыр - Крокодил), который приводит к формированию Супер - Эго  и превращению сексуального импульса в коммунальную мотивацию чистоты и порядка. Ребенок, идентифицируясь с отцом ("Мойдодыр"), принимая социальные нормы совершает "обряд очищения" - помывки:

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Данное действие символизирует внутрипсихическую кастрацию (формирование внутреннего запрета на мать), и такая  "помывка"  успокаивает, стабилизирует психику, снижает тревогу (тот хаос от чувств и ощущений, с которым встречается мальчик в эдипальный период и который описан в начале данного произведения). Вещи возвращаются:

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки...

Актуальность вопросов, связанных с полом, снизилась и можно одеться, половой вопрос закрыт. Полоролевая идентификация сформирована.

Наступает мир в семье. Эдипальный конфликт разрешается путем идентификации себя с родителем того же пола и принятием определенной социальной роли.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр...

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

"Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!...

Можно представить, как взрослый мужчина "целует" и "любит" мальчика (сына), но при этом наставляет:

А нечистым

Трубочистам - 

СТЫД И СРАМ!

СТЫД И СРАМ!

Ритуально удваивает заклинание, в котором табуируются и подвергаются запрету инцестуозные действия и вводятся определнные социальные нормы и правила!

 

Вот так, на волшебной истории "Мойдодыра" аккумулируется информация о социальных нормах и правилах  и организуется бессознательная передача необходимого знания!

 

Для написания данной статьи использовалась литература:

1. К.И. Чуковский., Дневник 1901 - 1929.,М, 1991

2. Статья И.В. Пудикова "Сублимация эдипального конфликта", Психоаналитический вестник, М., 2004

3.     

Статьи и ссылки

 

Подробности о цикле "Я родом из детства"

Группа вконтакте https://vk.com/club142772208

Материалы к семинару https://vk.com/topic-142772208_36492512

ЭДИПАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Оставить комментарий

Комментарии: 0

ПСИХОЛОГ             ДЕТСКИЙ             ВЗРОСЛЫЙ           СЕМЕЙНЫЙ

ДипломДВС1404311 Диплом782403343164

Прием по адресу:

СПб, Орбели, 19
Посмотреть на карте

+ 7 (812) 903 18 74

ОЧНО И ПО СКАЙПУ   КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ
ОЧНО И ПО СКАЙПУ КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ

ОТЗЫВЫ О ПСИХОЛОГЕ

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте