Личные границы и сепарация

   Формирование, ощущение, отстаивание своих границ - один из базовых процессов в становлении личности.

   Все, конечно же, начинается в детстве. В возрасте 1,5 - 2 лет, ребенок впервые осознает, что он облает некоторой самостоятельностью. Он уже сам может сидеть, ползать, ходить, бегать, до чего-то дотягиваться, что-то брать, с чем-то взаимодействовать и т.д. Ребенок от этой автономии  получает удовольствие, радуется и стремится к "новому опыту" "Я". 

   Позже, он научается выражать свои чувства, говорить, заявлять о своих желаниях и потребностях, требовать, чтобы его учитывали и соглашались с ним.

Если мама (папа) эти потребности ребенка признает и понимает, что это необходимо для формирования личности, ищет компромиссы и договаривается с ребенком, когда  проявляется несогласие позиций друг друга, то ребенок учиться осознавать свои импульсы, выбирать способ их предъявления,  чувствовать границы дозволенного, ощущать, "где он, а где мама".

   В этом и суть сепарации: вместо слиятельного "МЫ" (мать и дитя) должно родиться и обозначиться два "Я"  =  "Я" мамы и "Я" ребенка. 

   Процесс сепарации идет всю жизнь, но самые значимые этапы приходятся на ранний и дошкольный возраст:

  • Физическая сепарация (рождение, отнятие от груди, самостоятельное хождение);
  • Психологическая сепарация (своя игра, увлечения, интересы, свои чувства (отличающиеся от маминых), свои желания, свои мысли)

   Сложности в сепарации возникают, в двух диаметрально противоположных случаях:

  • Первый -  когда было недостаточно привязанности, близости, слияния между мамой и ребенком, и ребенок испытывает дефицит отношений. Не прожив близкие, слиятельные отношения с мамой, не осознав телесной дифферециации (где заканчивается его тело и начинается мама), не прочувствовав телесную границу между я и другим, он "не понимает" от чего ему отделяться и формирует или созависимый радикал (когда я ориентируюсь на другого, надеясь получить то, в чем я нуждаюсь)  или формирует "жесткие границы" (когда мне никто не нужен и я сам по себе). 
  • Второй - когда мама (папа) продолжает свою гиперопекающую  и тревожную позицию: туда не лезь, опасно; быстро не бегай, упадешь; высоко не лезь, оступишься и разобьешься; пуговицы давай сама застегну, быстрее будет; игрушки сама уберу, а то будет не аккуратно; не плачь, я сейчас тебя подниму; не бойся, никого кроме меня тут нет  и т.д. И получается такой скрытый, из заботы и любви, запрет на проживание нового опыта, на испытание своих возможностей, на проявление чувств, на развитие самообслуживания и обслуживания личного пространства. А за этим всем стоит формирование личностных границ. Они могут сформироваться, ощутиться, присвоиться  и проявиться, если ребенок проживает свои личный опыт и начинает, из этого опыта, выбирать куда лезть или не лезть, как должно  в его комнате все стоять (лежать), что и как сказать окружающим и т.д. 

   Работая с детьми и взрослыми, я постоянно сталкиваюсь с тем, что таким людям сложно удовлетворить свои желания, защитить себя, выступить на публику, заботиться о себе и своем личностном пространстве... У таких людей наблюдается тревожность, сверхконтроль, ориентация на других или наоборот "хаотичность" в поведении, личностном пространстве, несамостоятельность, невнимательность и т.д.

Что же делать?

Быть любящим, откликающимся, надежным родителем, уважать потребности и формирующуюся личность ребенка. Перестать "кружить" над ребенком (будить, возить, напоминать о сроках и обязанностях, принимать повседневные решения за детей) и контролировать,  что он сделал, что и как сказал, какое решение принял, какие чувства испытал; перестать подсказывать, говорить ему, что он должен сказать и как поступить, а вместе искать подходящий способ для самовыражения ребенка.

Мне очень нравится понятие для контролирующих и опекающих родителей - родители "вертолеты", они все время кружат и нависают над ребенком, не дают ему почувствовать свою автономию, свои ресурсы, свои возможности, свои чувства, свои мысли, свой выбор и, в результате, таким детям (а в дальнейшем, и взрослым) не хватает базовых жизненных навыков и возникают проблемы с личностными границами. Возникают трудности, например:

  • Трудно наладить отношения с соседом по парте, с одноклассниками;
  • Трудности с преподавателем, который просит переделать работу, но не говорит конкретно, что не так;
  • Трудности выбора между чем-то и чем-то;
  • Сложно разобраться с противоречиями, неопределенностью, обидой и необходимостью принимать решения;
  • Трудно взвесить варианты, сделать выбор;
  • Неспособность провести границу между собой и родителями (даже во взрослом возрасте) и многое другое.

С чего начать?

Прежде всего, с "физической сепарации", с построения физических  и психических границ, с формирования базовых жизненных навыков. Например:

  • К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

            - помогать убирать игрушки

            - самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого)

            - класть одежду в корзину, на стульчик, когда раздевается

            - очищать тарелку после еды

            - помогать накрывать на стол

            - чистить зубы и умываться (частичная помощь взрослого)

  • От 4 до 5 лет

            - знать свое полное имя, адрес и номер телефона

            - знать имена близких людей

            - знать номер экстренной службы, т.е. обладать навыками безопасности

            - выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с

              доступных мест и убирать со стола

            - кормить домашних животных

            - узнавать номиналы монет и банкнотов и на простейшем уровне уметь   

              пользоваться деньгами, т.е. участвовать в покупках

            - чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи

            - помогать стирать одежду: приносить ее к месту стирки и помогать

              развешивать

            - выбирать, какую одежду надеть

  • От 5 до 7 лет:

           - помогать готовить и должны научиться перемешивать, взбалтывать и

             резать тупым ножом, делать бутерброды

           - помогать убирать продукты

           - мыть посуду

           - приводить в порядок туалет после использования

           - заправлять постель без посторонней помощи

           - мыться без надзора

  • С 7 до 9 лет:

          - складывать одежду в ящики и шкаф

          - освоить простые приемы шитья

          - заботиться о велосипеде или роликовых коньках, т.е. после использования

            ухаживать

          - без напоминаний следить за личной гигиеной

          - уметь читать простые рецепты и готовить простые блюда

          - помогать составлять список необходимых продуктов

          - считать и выдавать сдачу

          - помогать делать простые садоводческие работы: поливать и полоть

          - выносить мусор

  • с 9 до 13 лет:

         - оставаться один дома

         - ходить в магазин и самостоятельно делать покупки

         - менять простыни

         - пользоваться бытовой техникой (посудомоечная и стиральная машина)

         - планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов

         - читать этикетки и инструкции

         - гладить

         - косить газон и убираться во дворе (в частном доме) 

         - присматривать за младшими братьями-сестрами

  • С 13 до 18 лет:

         - выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка

         - читать и понимать этикетки лекарств и дозировку

         - проходить различные собеседования и смотры

         - заготавливать продукты и готовить и многое другое

 

  Здесь освещены, в основном, навыки самообслуживания, навыки обслуживания личностного и общего пространства, но благодаря этим навыкам формируются и коммуникативные навыки, и навыки заявить о себе, и навыки конфронтации. 

О навыках, которые должны сформироваться читайте перейдя по ссылке.

   Формирование навыков самообслуживания запускает процесс формирования личностных границ и от того, как этот процесс будет развиваться, зависит какие границы будут сформированы: жёсткие или гибкие, размытые или ясные, свои или чужие, лишние или необходимые, защитные или ограничивающие, здоровые или не очень. 

Формирование границ - базовый процесс личностного развития, который включает:

  • формирование физических границ (мое тело, мое пространство)
  • формирование психологических границ (мои чувства, мысли, потребности, представления о себе, идентичность  или созависимость)
  • формирование временных границ (расписание и умение приходить во время, распорядок дня, воля, личное время)
  • финансовые границы (мои деньги, мои ресурсы)
  • границы жизни (возможности и ограничения личности, отношения, предназначение, смерть).

 

Программа, на которой можно более подробно познакомится с процессом сепарации и формирования личностных границ : цикл семинаров-тренингов "Я родом из детства"

Программа, на которой можно узнать, как нарушенная сепарация и нарушенные личностные границы влияют на формирование психосоматических симптомов: "Психосоматика. Интегративный подход"

Оставить комментарий

Комментарии: 0

ПСИХОЛОГ             ДЕТСКИЙ             ВЗРОСЛЫЙ           СЕМЕЙНЫЙ

ДипломДВС1404311 Диплом782403343164

Прием по адресу:

СПб, Орбели, 19
Посмотреть на карте

+ 7 (812) 903 18 74

ОЧНО И ПО СКАЙПУ   КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ
ОЧНО И ПО СКАЙПУ КОНСУЛЬТАЦИЯ/ ТЕРАПИЯ СУПЕРВИЗИЯ

ОТЗЫВЫ О ПСИХОЛОГЕ

НОВОСТИ

Группа ВКонтакте